«Я рад за врачей!»
Профессор АГМА В.А. Фигурнов передал в Москву своему другу, коллеге, бывшему заведующему кафедрой инфекционных болезней тогда мединститута М.Е. Погорелову недавно изданную книгу об амурских хирургах «Переплетение судеб». Поблагодарив Валентина Александровича за прекрасный подарок, тот не смог удержаться от переполнявших его эмоций после прочтения книги и поделился ими с амурчанами, прислав письмо.
«До глубокой ночи читал, не отрываясь, написал он. - Меня увлекло то, что вновь я вроде бы побывал в Благовещенске, в его клиниках, где я бывал, а в урологии даже как пациент (камень в почке). Из текстов узнал многих, а некоторых помню студентами. Например, Колю Левченко. Я уже тогда обратил внимание на его неординарность. Однажды, занимаясь с его группой, попросил одного студента нарисовать на доске. Он долго водил мелом, я прервал его и говорю: «У вас получилось что-то сюрреалистическое». После этого уловил взгляд Николая и прочел в нем мысль: «Надо же, он знает что такое сюрреализм».
Многие из тех, о ком написано, были совсем молодыми, начинающими врачами. А Шаповалова я помню еще студентом, он окончил мединститут в Хабаровске в 1955 году, когда и Олег Маслов. Мне импонирует в книге, в биографиях ее врачей то, что почти все они вышли из семей крестьян и их судьбы были очень похожи на мою. Кое-кто, как и я, пришел в медицину через медучилище. Их судьбы подтверждают тот факт, что в те, теперь критикуемые времена, каждый, кто хотел учиться, мог добиться многого.
И еще один очень важный вывод можно сделать из прочитанного. Это то, что каждый из упомянутых врачей смог добиться больших успехов в профессии в результате помощи им специалистов медицинского института (академии). Недаром в текстах постоянно упоминаются известные руководители кафедр, доценты. А некоторые из героев сами стали преподавателями и даже профессорами.
Пишу об этом потому, что меня беспокоит политика нашего здравоохранения, которая разобщает в клиниках деятельность коллективов врачей и сотрудников кафедр. Дело доходит до маразма: идет тенденция запрета ассистентам вести больных, разбирать течение болезни, диагностику, лечение на отдельных пациентах. Разве может муляж заменить живого, страдающего человека? Будущий врач должен уметь поставить правильный диагноз не только по температуре, желобам, а даже по выражению его глаз, голосу и другим тонким симптомам. А что можно показать студенту на муляже?
Роль ученых, их опыта в науке и практике понимали все умные руководители здравоохранения. Яркий пример этого – история Благовещенского мединститута. Одним, а пожалуй, самым главным инициатором его открытия был заведующий областным здравоохранением, светлая ему память, Н.Ф Шевченко, он же был и первым ректором вновь открытого мединститута. Все достижения амурского здравоохранения связаны с коллективами кафедр, которыми руководили супруги Ландышевы, профессора Иоссет, Кулик, Амелина, Подвальный, Луценко, Григорьев и другие. Да и мы с вами кое-что сделали. Вы добились улучшения диагностики и снижения летальности с ГЛПС. В мою бытность мы организовали диагностику различных клинических форм псевдотуберкулеза. Были выявлены за один год более ста ранее не диагностированных случаев этого заболевания в Амурской области. Только недалекие могут разобщить сотрудников здравоохранения и учебных медицинских учреждений.
Спасибо Вам еще раз за такой подарок. Я рад за тех врачей, о которых так тепло написали Н. Георгиевский, Н. Левченко, В. Кохно и другие. Спасибо им!»
Вера Кохно

